Диалог 15. Проблемы исполнения законодательства об энергосбережении

Уважаемые абоненты, настала пора подвести первые итоги одного из ключевых направлений современной реформы ЖКХ – «перевод» многоквартирных жилых домов на общедомовой учет во исполнение законодательства об энергосбережении.

Ранее мы говорили, что Федеральный зако­н № 261 от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязал собственников помещений в многоквартирных жилых домах оснастить свои дома коллективными (общедомовыми) приборами учета (ОДПУ) используемой электроэнергии до 1 июля 2012 года. Если собственники не позаботились об этом, то ровно один год – до 1 июля 2013 года – был дан ресурсоснабжающим организациям, поставляющим в дома электроэнергию, установить ОДПУ (см.Диалог 8. Кто платит за технологические потери в сетях). Процесс такой принудительной установки в масштабах всего города, как показала практика, по ряду причин занимает гораздо больше времени, чем то определено законодательством. Но самое главное, что даже после принудительной установки некоторые исполнители коммунальных услуг отказываются брать на себя новую обязанность по выставлению счетов собственникам помещений многоквартирных жилых домов с учетом показаний ОДПУ. Давайте разбираться по порядку.

Виды расчета оплаты для граждан за потребляемую ими электроэнергию мы классифицировали, сведя в следующую схему (см. рис. 1).

 

 

  Рис. 1. Виды расчета оплаты за потребляемую электроэнергию

 

Современным законодательством установлено два основных вида по критерию лица, производящего расчеты. Во-первых, расчет обязаны производить исполнители коммунальных услуг, о чем мы уже говорили (со ссылкой на соответствующую норму закона) в Диалоге 9. Формирование ежемесячных платежных документов как одна из обязанностей исполнителей коммунальных услуг.

Во-вторых, расчет ведет ресурсоснабжающая организация. При этом ведение расчета и выставление квитанций ресурсоснабжающие организации обязаны осуществлять как по договорам энергоснабжения, так и в отсутствие таких договоров. При прямых договорных отношениях указанные функции ресурсоснабжающая организация выполняет в двух случаях: а) по договору электроснабжения с собственниками частных домовладений (пп. «а» п. 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»; б) после перехода многоквартирного жилого дома (с количеством квартир не более чем 16, согласно п. 1 ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ) на непосредственную форму управления  (пп. «а» п. 17 ПП РФ № 354).

В отсутствие договорных отношений ресурсоснабжающие организации, являющиеся гарантирующими поставщиками (в том числе и ООО «СПГЭС»), приступают к предоставлению коммунальной услуги по электроснабжению (в том числе и сопровождающей услуги по расчету и выставлению квитанций) в целом ряде случаев: а) если способ управления в многоквартирном жилом доме не выбран; б) если ТСЖ или кооператив прекратили предоставлять данную услугу вследствие их ликвидации; в) если собственники расторгли договор управления многоквартирным жилым домом с управляющей организацией; г) если выбранная УК (ТСЖ, кооператив) не выполняет принятых на себя обязательств по предоставлению указанной услуги; д) если исполнитель коммунальных услуг приступил к выполнению своих обязательств, но договор с ресурсоснабжающей организацией не заключил (пп. «б» п. 17 ПП РФ № 354).

Мы уже не раз отмечали, что современное законодательство обязывает осуществлять расчет оплаты за потребляемую электроэнергию и доставку платежных квитанций гражданам в ежемесячном режиме. Кроме того, как мы убедились, законодательство четко устанавливает, кто и в каких случаях должен предоставлять указанную услугу.

Энергосбытовая организация ООО «СПГЭС», подчиняясь установленным требованиям, уже давно перешла на ежемесячное выставление квитанций тем своим абонентам, с которыми она имеет прямые договорные отношения (см. рис. 1), на сегодняшний день их количество составляет около 55 000. Особых проблем в этом секторе не наблюдается.

Актуальная на сегодня проблема – нежелание подавляющей части Управляющих компаний, ТСЖ, кооперативов осуществлять ежемесячный расчет и выставление квитанций гражданам, для которых они являются исполнителями коммунальных услуг. Причин тому несколько, среди них в первую очередь можно назвать:

—    отсутствие достаточной материальной и кадровой базы,

—    юридическая неграмотность,

—    преступный умысел,

—    преступная халатность и т.д.

При любой из этих причин напрашивается вопрос, нужен ли гражданам такой исполнитель коммунальных услуг? Но это тема для отдельного Диалога.

В подавляющем большинстве случаев расчеты гражданам отказываются вести те исполнители коммунальных услуг, которые ранее в добровольном порядке не установили ОДПУ. В связи с требованиями законодательства, энергосетевая организация ЗАО «СПГЭС» оснащает такие многоквартирные жилые дома общедомовыми приборами учета. При этом соблюдаются требования п. 150 Постановления Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». Например, в каждом отдельном случае руководству УК (ТСЖ, кооператива), действующей (-его) в интересах жильцов – собственников квартир и энергопринимающих устройств, направляется официальное уведомление, в котором в числе прочего указывается: необходимость обеспечения допуска ЗАО «СПГЭС» к месту установки общедомового прибора учета; предлагаемые дата и время совершения действий по установке прибора учета; место его установки; информация о действиях, которые ЗАО «СПГЭС» вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки прибора учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки прибора учета.

При неполучении в течение 5 рабочих дней ответа или при получении ответа об отказе сетевая организация устанавливает прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществляет его допуск в эксплуатацию в установленном порядке, с приглашением представителей УК (ТСЖ, кооператива).После установки ОДПУ на границе балансовой принадлежности руководству УК, ТСЖ и кооперативов направляются официальные уведомления о том, что тот или иной дом был оснащен, согласно законодательству об энергосбережении, общедомовым прибором учета и что данный ОДПУ с этого момента является расчетным. В связи с изменением расчетного прибора, формул расчета за потребляемую электроэнергию, а также в некоторых случаях точки поставки, направляется предложение подписать дополнительное соглашение к Договору об энергоснабжении. Разумеется, что такое дополнительное соглашение никто и не собирается подписывать. Причина подобного поведения заключается в следующем. Структурно представим сумму за общедомовой расход электроэнергии, определяемый по ОДПУ (см. рис. 2).

 

 Рис. 2. Структура оплаты за общедомовой расход электроэнергии в многоквартирных жилых домах,

определяемый по ОДПУ

 

Согласно новому законодательству, весь объем электроэнергии, потребляемый многоквартирным жилым домом и определяемый по общедомовому прибору учета, включает четыре слагаемых:

—    объем потребления в нежилых помещениях;

—    объем потребления в квартирах с индивидуальными приборами учета (ИПУ);

—    объем потребления в квартирах, не оборудованных ИПУ;

—    объем электроэнергии, приходящийся на общедомовые нужды.

Первые три составляющих не вызывают особых вопросов у жильцов. Проблемы связаны с четвертым слагаемым, оно выделено на нашей схеме.

Законодательством установлено, что объем электроэнергии, приходящийся на ОДН,– это ВЕСЬ ОСТАТОК ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫЙ КАК РАЗНОСТЬ МЕЖДУ ОБЩИМ ПОТРЕБЛЕННЫМ В ДОМЕ ОБЪЕМОМ И ПОТРЕБЛЕНИЕМ ВО ВСЕХ ЖИЛЫХ И НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ДАННОГО МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА. Что дает такой подход в системе учета участникам рынка? Ресурсоснабжающей организации (как продавцу товара) ничего нового, исполнителям коммунальных услуг и собственникам квартир –дополнительную статью расходов и большие хлопоты по снижению данных расходов. Теперь разложим на составляющие объем, приходящийся на ОДН (см. рис. 3).

 

 

Рис. 3. Виды потребления электроэнергии в составе объема, учитываемого на ОДН

 

Электроэнергия, которая приходится на ОДН, – это и питание внутридомового оборудования, и освещение мест общего пользования, и потери из-за неудовлетворительного состояния электропроводки. Важной составляющей является также потребление в обход счетчиков (воровство) и сверхнормативное потребление в квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учета.

Жилищным кодексом(ч. 1 ст. 157) установлено, что местные органы государственной власти самостоятельно утверждают нормативы потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды в отсутствии общедомовых приборов учета. Порядок расчета таких нормативов строго установлен федеральным законодательством. Например, согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306, для определения нормативов применяются метод аналогов и расчетный метод. В Правилах дается детально прописанная формула определения норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.

В соответствии с требованиями федерального законодательства, комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области определил нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на территории области. Так, в 9-этажном доме, оснащенном лифтами и осветительными установками (подъездные фонари, лампы на лестничных площадках и т.п.) действует норматив 2,44 КВт/ч в месяц на 1 квадратный метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Практика показывает, что объемы электроэнергии, фактически приходящиеся на общедомовое потребление, часто в 2 – 3 раза  выше нормативных. Рисунок 4 демонстрирует классический пример соотношения нормативных и фактических сумм, приходящихся на ОДН в 2-комнатной квартире 9-этажного дома.

 

 

Рис. 4. Соотношение нормативных и фактических сумм, распределяемых на ОДН

(2-комнатная квартира в 9-этажном доме)

 

Мы видим, что лишь одну треть отчетных периодов в году фактическое потребление на уровне и ниже нормативного. Тогда как две трети отчетных периодов объем потребления, если так можно выразиться, будоражит воображение даже самого флегматичного человека.

Так, при нормативе в районе 28 – 30 КВт/ч (80 – 84 руб.) в июле жильцы квартиры потребили электроэнергии на 42 руб., в сентябре – на 73 руб., тогда как в марте – на 190 руб., в декабре – на 201 руб., в январе – на 237 руб.

В абз. 2 п. 44 вышеупомянутого Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» сказано, что весь распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период, не может превышать нормативного, если только сами собственники в установленным порядке не примут такого решения. В случае если такое решение не принято (абз. 3 п. 44), весь превышающий нормативную величину объем коммунальной услуги на ОДН исполнитель должен оплатить за счет собственных средств. Такое решение и не принимается, ведь жители, что называется, сами себе не враги.

Зачем исполнителю оплачивать эту разницу, спросите Вы? Дело в том, что законодатель вполне разумно считает, что только так можно стимулировать исполнителей коммунальных услуг уменьшать эту разницу (вплоть до сведения ее на нет) посредством комплекса мер, направленных на энергосбережение. Оптимизировать потребление коммунальных услуг в многоквартирных жилых домах, в том числе и потребление электроэнергии, – в этом заключается одна из основных целей современной реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Эта мысль отражена и в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, гласящем, что«нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услуг включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов и не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме». Это установлено и в ст. 4 Федерального закона «Об энергосбережении…», а именно: «В целях снижения расходов на проведение… мероприятий» по повышению уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности «собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов…».

По вышеуказанным причинам исполнители коммунальных услуг не проводят таких мероприятий и соответствующий перерасход электроэнергии не желают покрывать за счет собственных средств, равно как и вести расчеты с учетом  общедомового прибора учета. Между тем имеются примеры эффективного управления многоквартирными жилыми домами, где никакого перерасхода на ОДН и в помине нет (об этом мы поговорим в одном из следующих Диалогах).

Далее в подобной ситуации происходит разрыв договорных отношений между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией. Либо это происходит по волеизъявлению исполнителя коммунальных услуг, в таком случае не продляется закончившийся договор энергоснабжения или разрывается существующий со ссылкой на организационные трудности, нехватку материальных и кадровых ресурсов и т.п.

Либо это происходит по волеизъявлению ООО «СПГЭС». На это дает право ст. 53 Постановления Правительства № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», в которой установлено, что если по договору энергоснабжения, заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем (покупателем) не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью. При этом Постановление ссылается на действие норм гражданского законодательства. В Гражданском кодексе (ч. 3 ст. 523) установлено право на расторжение договора в существенных случаях. Со стороны покупателя товара существенным случаем признается неоднократное нарушение сроков оплаты товара. Обязанность платить по общедомовому прибору учета прописана в ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении…». Так, согласно указанной норме, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Одномоментно с таким расторжением та же статья 53 Постановления № 442 обязывает гарантирующего поставщика для обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей энергосбытовой организации (ООО «СПГЭС» является одновременно и тем, и другой) обеспечить принятие их на обслуживание, организованное в установленном законом порядке. Поэтому ООО «СПГЭС» и принимает таких потребителей на обслуживание, соблюдая установленный порядок.

Иногда собственники помещений многоквартирного дома первые принимают решение производить платежи непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, продающую электроэнергию исполнителю, на что дает право ст. 64 Постановления № 354. В таком случае исполнитель коммунальной услуги продолжает нести ответственность за надлежащее предоставление коммунальной услуги (т.е. за исправное состояние внутридомовых электрических сетей, работу оборудования и т.д.). Договор энергоснабжения при этом не расторгается.

В связи с изменением порядка расчетов на абонента заводится новый лицевой счет, что вызывает в первые отчетные периоды проблемы у 80% абонентов. Хотя на подъездах домов вывешиваются объявления от ООО «СПГЭС», содержащие соответствующую предупредительную информацию, некоторые собственники квартир продолжают оплачивать за потребляемую электроэнергию по старому лицевому счету. В результате на старом лицевом счете накапливаются суммы с отрицательным сальдо – по сути, переплата. Рисунки 5 – 6 наглядно демонстрируют, как происходит смена старого лицевого счета на новый и как часть абонентов продолжает платить по старому счету.

 

Рис. 5. Схема открытия и дальнейшего действия лицевых счетов абонентов в связи с переходом

многоквартирного жилого дома на прямые расчеты за потребляемую электроэнергию к ООО «СПГЭС»

 

 

 

 Рис. 6. Схема неправильной оплаты за потребляемую электроэнергию после перехода

многоквартирного жилого дома на прямые расчеты к ООО «СПГЭС»

 

В какой-то момент до сознания абонентов доходит: что-то тут не так. И они обращаются к нам с вопросами. Оптимально было бы на все эти похожие вопросы ответить в одном Диалоге, доступном одновременно для всех абонентов. Что мы и делаем. Итак, нужно сразу понять, что ООО «СПГЭС» для аккумулирования средств, идущих в счет оплаты за поставляемую электроэнергию, имеет три вида лицевых счетов, в которых следует разбираться абонентам – собственникам помещений многоквартирных жилых домов:

−     лицевые счета на юридические лица (УК, ТСЖ, кооперативы), открываемые по договорам энергоснабжения;

−     лицевые счета на физические лица (собственников помещений в многоквартирных жилых домах), открытые в постепенно уходящую эпоху абонентских книжек (в нашем примере старые лицевые счета);

−     лицевые счета на физические лица, открываемые с переходом многоквартирного жилого дома, оборудованного общедомовым прибором учета, на прямые расчеты в ООО «СПГЭС» (новые лицевые счета).

В случае если расчет собственникам квартир с учетом показаний ОДПУ ведется силами ООО «СПГЭС», действует следующая схема (рис. 7).

 

Рис. 7. Движение средств абонентов (в проблемной ситуации) при прямых расчетах ООО «СПГЭС»

 

Согласно данной схеме, при поступлении денег на старый счет начинает покрываться долг по старому счету, а в квитанциях с новым лицевым счетом текущая сумма к оплате продолжает расти. Рано или поздно у абонента накапливается ряд вопросов («Почему два счета?», «Почему начали приходить квитанции от ООО «СПГЭС»?», «Почему я плачу, а выставляемые в квитанциях суммы к оплате только растут?») и он приезжает в ООО «СПГЭС» на сверку расчетов. После этого счет закрывается при нулевом балансе и при переплате (с переводом переплаченных средств на новый лицевой счет). Долг, как правило, абонент оплачивает в течение одного – двух дней, баланс на старом счете обнуляется, и счет также закрывается.

Список документов, которые абоненты должны иметь с собой при сверке расчетов, имеется на нашем сайте, продублируем эту информацию: 1. Документ, удостоверяющий право владения жилым помещением; 2. Паспорт владельца жилого помещения; 3. Документ о числе проживающих (если не менялся состав семьи –последний счет-извещение за коммунальные услуги от исполнителя коммунальных услуг, если состав семьи изменился – домовая книга, справка ТСЖ, ЖСК с указанием даты изменений; 4. Старая абонентская книжка. 5. Абонент также сообщает текущие показания электросчетчика.

При расчете силами исполнителя коммунальных услуг схема движения средств принципиально отличается (см. рис. 8).

При поступлении денег на старый лицевой счет эти средства засчитываются исполнителю коммунальных услуг в счет оплаты им за потребленное электричество, определяемое по ОДПУ, по договору энергоснабжения. Из этих денег, как и в первом случае, вычитаются долги по старому лицевому счету. 

 

 Рис. 8. Движение средств абонентов (в проблемной ситуации) при их расчете силами исполнителя коммунальных услуг

 

Как уже было сказано, исполнитель коммунальных услуг рассчитывается с ООО «СПГЭС» за весь объем потребленной электроэнергии, определяемый по общедомовому прибору учета. Но выделить из этой суммы объем средств, приходящихся на каждого собственника помещений в доме, исполнитель не может, поскольку не обладает соответствующей информацией. Поэтому рано или поздно исполнитель коммунальных услуг направляет собственников помещений в обслуживаемых им домах в ООО «СПГЭС» на сверку расчетов. Ежемесячно в ООО «СПГЭС» составляются акты сверки расчетов, содержащие реестры собственников помещений, которым были произведены такие сверки. Копии актов отдаются на руки представителям исполнителей коммунальных услуг. В результате исполнители коммунальных услуг учитывают оплаченные собственниками квартир суммы, и «заколдованный» круг размыкается.

Подведем итоги:

1. При разрыве договорных отношений между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг собственникам квартир не стоит беспокоиться, – они не будут брошены в том смысле, что никто не отключит им электроэнергию, и процесс выставления ежемесячных счетов будет налажен в самом оперативном порядке.

2. В данном Диалоге было рассмотрено движение средств собственников многоквартирных домов при различных вариантах взаимоотношений между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией в условиях новой системы расчета за потребляемую электроэнергию (с введением в эксплуатацию общедомового прибора учета). Подавляющее большинство абонентов в первые месяцы действия новой системы расчетов продолжают платить по старым лицевым счетам, но и тут нет причины для беспокойства – в ООО «СПГЭС» отлажена система перевода денежных средств с одного лицевого счета на другой, при этом ни единой копейки абонентов не теряется.

3. Другое дело – размеры сумм, приходящихся на ОДН. Они часто зашкаливают за любые разумные границы. Поэтому жителям многоквартирных домов необходимо повышать правовую грамотность, чтобы уметь компетентно потребовать от исполнителя коммунальных услуг выполнения законодательных норм. Собственники квартир, доверившие управление своим общедомовым хозяйством тому или иному лицу и вместо стремления с его стороны постоянно оптимизировать условия проживания, в том числе и посредством мер по энергосбережению, видят равнодушие, преступную халатность, могут задать себе вопрос –нужен ли им такой исполнитель коммунальных услуг?

4. Разумеется, одной правовой грамотности населения недостаточно. Необходимо эффективное законодательное обеспечение. Как мы уже неоднократно отмечали на страницах данного сайта, реформа ЖКХ в ближайшие годы будет бурно развиваться. Наглядный пример тому – новый Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Данный закон обязал осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами только на основании лицензии. Процесс лицензирования по всей России запущен 1 сентября 2014 года, все лицензии такие организации должны получить до 1 мая 2015 года. Организации, не получившие лицензии, не будут допускаться до управления многоквартирными домами. Лицензия будет действовать бессрочно, но обязательным для должностного лица организации, которая собирается получить лицензию, является наличие квалификационного аттестата, отсутствие неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления, преступления средней тяжести или особо тяжкие преступления, а также его отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц. Получение квалификационного аттестата, который выдается на 5 лет, предполагает сдачу квалификационного экзамена. Законом предусмотрено, что при наличии у организации или у должностного лица в течение календарного года двух или более административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органами государственного жилищного надзора, в отношении многоквартирного дома, такой дом может быть исключен из специального реестра лицензий субъекта РФ. Более того, лицензия может быть аннулирована по решению суда на основании заявления органов государственного жилищного надзора, составленного по решению лицензионной комиссии. Предусмотрена и административная ответственность за неисполнение данного закона как со стороны руководства управляющих организаций, так и со стороны членов лицензионной комиссии.

Другое направление реформы связано с введением санкций (в виде повышающих коэффициентов) за потребление электроэнергии в жилых помещениях по нормативам. Так, если с 1 января 2015 года при наличии технической возможности установки приборов учета в жилых помещениях повышающий коэффициент будет составлять 1,1, то с 1 января 2017 года – уже 1,6. Также обсуждаются различные предложения по ужесточению ответственности за безучетное потребление электроэнергии. В целом, не вызывает сомнений, что правительство крепко взялось за жилищно-коммунальное хозяйство. А это дает надежду, что уже в ближайшие годы, пожалуй, самая тяжеловесная для изменений отрасль превратится для исполнителей коммунальных услуг в эффективный бизнес, для собственников квартир – в сферу обитания с благоприятными условиями.

You have no rights to post comments

Get Adobe Flash player

Опечатка?

Система Orphus

Автоплатеж

Get Adobe Flash player

Опрос

Как долго Вам пришлось ожидать обслуживания в нашей компании:

Яндекс.Метрика