История электроэнергетики Саратова (1889 – 1960)

В Саратове первое электричество появилось в 1889 году, это было освещение внутреннего и внешнего интерьера гостиницы «Россия».  Принято считать, что история электроэнергетики нашего города началась с появления на мельнице, принадлежавшей немецким мукомолам – братьям Шмидт, электроустановки мощностью в 15 кВт. В последующем сооруженные на некоторых предприятиях электрогенерирующие машины отличались сравнительно небольшой мощностью, достаточной только для собственной потребности предприятий. Введенной в конце описываемого века установки мощностью в 60 кВт хватило на освещение нескольких магазинов на центральной улице города.

Дальнейшие два десятилетия отличались стремительным ростом числа мелких электростанций (15 – 100 кВт), обеспечивающих работу соответствующих промышленных предприятий, однако все еще маломощных для освещения города.

Начало централизованного электроосвещения на постоянном токе улиц города и квартир горожан было положено введенной в эксплуатацию в 1908 году дизельной электростанцией мощностью в 3200 л.с. (ныне – пересечение улиц Б. Казачья и Рахова).

 

Первая дизельная электростанция постоянного тока мощностью 3200 л.с. для движения трамвая и освещения города

 

Созданное сетевое хозяйство вошло в состав Управления трамваев и освещения (УТО).

Специалисты сетевого хозяйства, чтобы привлечь как можно большее число потребителей, стали вести разъяснительную работу о пользе электричества среди потребителей промышленных предприятий. В результате первыми присоединились к центральной электрической сети макаронная фабрика Эйзеля (на углу улиц Мичурина и Красной), магазин «Масло – сыр» братьев Бландовых на ул. Никольской (Радищева), почтово-телеграфная контора на Бабушкином взвозе и др.

Чтобы довести нагрузку станции до максимальной, УТО привлекало и частных абонентов, делая им всевозможные «поблажки». Например, было введено кредитование. Все расходы, связанные с прокладкой кабеля, установкой электрооборудования, УТО брало на себя, а домовладелец должен был в течение пяти лет погасить долг в 36 рублей. В погашение долга ежемесячно он платил за 4 лампочки (из 8 положенных) по 60 копеек, а если пользовался большим числом, то еще 40 копеек. За потребленную электроэнергию плата шла по счетчику.

Такое кредитование устраивало многих жителей, и к 1913 году число абонентов увеличилось до 1 тысячи. В питающей сети домового освещения использовались 12 подземных трехжильных кабелей больших сечений, а распределительная воздушная сеть была подвешена на металлических решетчатых и трубчатых опорах. Все было сделано прочно и работало надежно.

 

 

Машинный зал первой дизельной электростанции

С развитием городской инфраструктуры, увеличением числа жителей, разрасталось и сетевое хозяйство УТО. С появлением частных абонентов возникла необходимость и в расчетных группах. В их задачу входило снятие показаний с электросчетчиков, выписка счетов для оплаты, контроль за поступлением денежных средств.

В годы первой мировой войны электроэнергией преимущественно обеспечивались учреждения военного комплекса – радиостанция, вокзал, почта, телеграф, штаб 4-й армии и др.

В 1926 году началось строительство тепловой электростанции (СарГРЭС) с генераторами переменного тока напряжением в 6000 В. с дальнейшей передачей электроэнергии по высоковольтным линиям в 6 кВ и ее трансформацией в подстанциях на напряжение в 380/220 В. В проекте чуть ли не впервые для городов СССР в низковольтных распределительных сетях применялось напряжение в 380/220 В с нулевым проводом, по сечению равным фазным проводам. Угловые опоры предусматривались металлические (решетчатые), а промежуточные – деревянные, пропитанные креозотом.

 

Установка нового оборудования (1928 г)

 

Внедрение новых технологий в 1930 году потребовало организовать курсы по повышению квалификации рабочих и трехгодичные курсы мастеров, открывшихся в Саратовском филиале института МКХ РСФСР.

Бурное развитие трамвайного движения, увеличения числа городских электрических сооружений, технологическая специфика строительства и эксплуатации их потребовала изменения структуры УТО. Поэтому постановлением президиума Горсвета служба «Промсвет» с 1 января 1934 года выделялась в самостоятельное предприятие и переименовывалась в Управление городских электрических сетей (УГЭС).Но поскольку в его состав вошли городские электросети и несколько мелких блок-станций – при городском театре (театр оперы и балета), народном Дворце (Дом офицеров), - оно стало именоваться трестом городских электрических сетей (ТГЭС).

В 1950-е годы в городе развернулась интенсивная застройка окраин города. Возникли новые поселки – Комсомольский, Поливановка, Мирный, Новосоколовогорский и др. В поселках строились воздушные высоковольтные и низковольтные сети и трансформаторные подстанции в уменьшенных объемах, предусмотренных проектами. В эти же годы отмечается значительный рост числа электробытовых приборов в квартирах саратовцев, что потребовало модернизации электросетевого хозяйства, строительства новых подстанций.

В 1960 году ТГЭС был переименован в городскую электросеть. С этого момента начинается история СПГЭС, которая будет рассказана в следующей статье.

 

Автоплатеж

Get Adobe Flash player

Опрос

Как долго Вам пришлось ожидать обслуживания в нашей компании:

Яндекс.Метрика